"Если хотите быть духовными, соберите свою жизнь в единое целое – ведь она либо вся духовна, либо не духовна вообще. Никто не может служить двум господам. Ваши цели лепят вашу жизнь. Ваши желания творят вас по своему образу и подобию. Если хотите жить целостно, сделайте целостными свои желания"

Томас Мертон, "Одинокие думы"

Мы говорили о том, что в процессе эволюции человек однажды совершит революционный скачок, превзойдет собственный разум и установит «трансцендентную вертикаль», связывающую его с Создателем. Одновременно его сознание раскроется навстречу другим людям и миру. В результате взаимопроникновения умов, сопереживания и развития сущностного мышления, возникнет невиданное доселе соборное единство, включающее Творца, людей и Природу. В результате человечество вернется в Небесный сад, и по всей земле установится мир благоденствия, обещанный в легендах о Золотом веке.

Кто-то может подумать, что раз эволюция человека как вида идет по Плану, то и делать ничего не надо – все равно прекрасное будущее наступит со всей неизбежностью. И оно действительно наступит, вот только с вами или без вас – будущему, в общем-то, безразлично. Это для вас важно, как лично вы движетесь в потоке мировой эволюции – пассивно или как активный помощник! Известен механизм естественного отбора, когда части особей удается приспособиться к новым условиям, а остальные постепенно освобождают экологическую нишу. Мы живем как раз в переходную эпоху, и нечто подобное происходит сейчас и с людьми, но по более сложным законам. Можно заметить, насколько ослабел поток жизненной энергии, дарованный свыше человечеству. Это связано с тем, что пора обратить свою устремленность к духовному поиску, а большинство об этом и не задумываются, желая оставаться в привычных рамках старых убеждений.

Очевидно, что основной помехой в смене массового сознания, является отсутствие (даже в среде духовно ищущих) ясного понимания того, что такое духовное развитие, и отсутствие общих представлений о том, к чему, собственно, оно ведет. «Традиций» и «путей» существует великое множество, одни и те же слова в разных источниках означают разные вещи, и, в результате, возникает невероятная путаница. Одни считают, что духовное развитие это наращивание сверхпсихических способностей, другие утверждают, что главное - это выработка высочайших нравственных качеств, третьи ограничиваются изучением священных текстов или повторением мантр. Цель и средства её достижения смешиваются.

Мы же утверждаем, что целью духовного развития является приобретение человеком качественно нового свойства сознания, которое, следуя традициям герметизма, называется словом «ум»[1]. Как уже говорилось в предыдущих статьях, ум это очередная ступень эволюции, позволяющая непосредственно воспринимать структуру мироздания на уровне, предшествующем возникновению событий, предметов, явлений. Это выход в мир Божественных идей и замыслов, которые послужили причиной образования проявленной вселенной. Обретая ум, человек получает возможность умножать гармонию и благо сообразно замыслу Творца, становится Его творческим помощником. Состояние ума – это просветление, сатори, это вхождение в намерение, это божественное присутствие и любовь.

У современника, спонтанно и изредка достигающего возвышенного состояния, ум и разум взаимно противоречат, а должны стать единым целым и дополнять друг друга, так как ум не может оперировать словами и повседневными понятиями, а разум не в состоянии объять многомерность бытия. Если принять простую истину, о том, что человек сотворен для решения определенных задач, то станет понятной необходимость согласованности мышления – ум определяет цели в духовном, а разум ищет пути их достижения в материальном. Проблема в том, что разум не способен даже приблизительно понять, что такое ум, зачем этот ум нужен и о каких задачах идет речь. Попытки осознавать это так, как осознаются обычные вещи, приводят к нарастанию непонимания. Фактически, чем больше прилагается усилий разума, тем дальше оказывается искомое состояние.

Существует множество путей, приближающих людей к постижению божественного, к установлению связи небесного и земного в человеке.  Все они сводятся к трем - пути любви, пути знания и пути мистического[2] опыта. Они соответствуют трем потенциям Создателя, с помощью которых было сотворено все сущее: это Эрос – Божественная Любовь, Логос – Божественная Мудрость и Телема – Божественная Воля, которая придает силу действия двум предыдущим.

Кадуцей 

Древнейший символ кадуцей, жезл Гермеса-Тота, триждывеличайшего бога мудрости и проводника людей, символизирует эти три пути. Две змеи это Эрос и Логос, рукоять – Телема. Пути любви и знания – долгие, но надежные, ибо по дороге успевает сформироваться новая личность, отпадает косное и ненужное, изнутри старой личности рождается новый человек. Путь мистического опыта стремителен и опасен, так как преображение происходит под воздействием внешних сил и, возможно, личность будет не готова к этому.

Устремляясь по пути Любви, ищущий должен уподобиться влюбленному, у которого лишь одна страсть – объект его вожделения. Ведь Эрос, энергетическая составляющая творящей силы, – это «универсальный клей» Вселенной, связующий элемент, соединяющий все частицы мироздания, и в тоже время – посредник между Богом и людьми. Лишь когда всеобъемлющая устремленность к Создателю переполнит душу, когда человек отринет все земное, как влюбленный оставляет родителей и дом ради возлюбленной, только тогда произойдет соединение Земли и Неба и в сердце загорится неугасимый свет подлинной Любви.

Путь Любви, это путь самоотречения и преданности. Слова Спасителя трижды повторены евангелистами Матфеем, Лукой, Марком: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее». Аналогично описывается путь Любви и в других великих религиях.

Последователи этого пути посвящают большую часть своего времени молитвам или произнесению мантр, ограничиваются изучением одной-двух священных книг, отвергая другие источники. Также они зачастую практикуют медитацию безмолвия, ожидая, что ощутят божественное присутствие.

На пути Любви, как и на других, имеется много препятствий. Вступая на него, человек должен действительно посвятить всего себя полностью и без остатка Богу. (Конечно, вначале следует научиться вообще любить – людей и природу, детей и животных, ибо невозможно любить Творца и не любить творение, но потом всё растворится в любви к Создателю). На некотором этапе окружающие люди могут воспринять это как крайнюю степень фанатизма и будут всячески стараться избавить близкого от этого состояния. Также большую проблему представляют чисто бытовые дела, которые неизбежно будут отвлекать идущего. Идеальным вариантом для реализации пути любви является монастырь, где ничто и никто не будут ему препятствовать, а в обычных, «городских», условиях реализация этого пути практически невозможна. Особняком стоит вариант, связанный со служением Богу через окружающий мир – через служение людям или природе, но и тут, скорее всего, придется решать слишком много сугубо материальных проблем, которые сведут на нет его достоинства.

Главный риск на этом пути – создание кумира, когда объектом устремления становится не Создатель, а «идол» - образ, подменяющий Бога. В этом случае искатель духовности оказывается в тупике, и путь к подлинной трансформации не будет найден.

Тот человек, который преодолел препятствия мира, преисполнится любовью такой силы, что его устремленность к Богу сметет последний барьер, и он установит искомое единство Земли и Неба в своем сердце.

Совершенно иначе происходит продвижение по пути знания. Ведь Логос – информационная составляющая созидательной силы Творца, лежащая в основе структуры нашего мира. Изучая то, как устроен мир, человек постепенно приближается к Истине. При этом под знанием подразумевается не просто набор информации, забившей все «чердаки» памяти, а то, что стало частью опыта, то что «постигнуто», а не просто запомнено.

Но одного познания мало. Необходимо структурировать свой внутренний мир, привести его в согласие с Логосом. Это подразумевает выработку определенных достоинств, исполнение заповедей и много всего такого, что обычно и называется «духовным развитием». Выстраивая свою жизнь сообразно новому миропониманию, человек укрепляет свою связь с божественным, подтверждает свое намерение к трансформации. Только если страсть к Истине достаточно сильна, то Истина сможет преобразить человека, и он достигнет подлинной духовной мудрости, состояния божественного ума.

Это «старатели», надеющиеся силой мысли взять высоты духа, читающие горы книг в поисках крупиц истины. Некоторые из них практикуют медитацию-размышление, подолгу пребывая в ожидании откровения.

Хоть и говорят, что «знание – сила!», но и на этом пути есть свои сложности. Во-первых, разум, это еще не ум. Разум может отчасти понять творение, но не способен к постижению духовного, и преодоление границ разума будет основной проблемой на этом пути. Во-вторых, книг и учений такое множество, что слишком легко ошибиться в самом начале, и тогда, вместо приближения к Истине адепт знания будет все дальше углубляться в темные и смутные лабиринты ложных представлений.

И даже, если направление выбрано верно и работа над личностью совершается в правильном ключе, все равно, рано или поздно, возникнет необходимость преодоления «последнего барьера». И тут может не хватить необходимой энергии, ведь обычно, люди знания избегают страсти и не достигают той необходимой силы, которая может провести их в беспредельность.

Третий путь – Телемы, заключается в том, что трансформация идет под воздействием внешних условий. Новое состояние достигается в результате того, что искатель оказывается в поле духовных сил, соглашается с их действием, и они, влияя свыше, проводят его в новое состояние. Конечно, результат будет зависеть от уровня подготовки ученика – возможно, с ним вовсе ничего не произойдет, или он просто получит дополнительный импульс к дальнейшей работе, а может, он и достигнет искомого. Да и эффект может оказаться временным: так многие отмечают, что чувствуют божественное присутствие, находясь подле духовного учителя или в «местах силы», но при возвращении в обычные условия это ощущение довольно быстро проходит.

Иногда, если психика человека неустойчива по своей природе, то возможны серьезные расстройства, так как эффект от соприкосновения с запредельностью может оказаться непереносимым, тогда человек теряет адекватность и связь с реальностью.

Подготовка, в целом, сводится к постижению идеи того, что воля человека должна слиться с Божественной Волей воедино. «Да будет Воля Твоя, но не моя» - формула, которая отражает суть этого пути. При этом должна совершенствоваться личная воля ученика, вырабатываться определенные качества, которые помогут справиться с прикосновением высших сил. В тоже время, успех целиком и полностью зависит от учителя, который должен определить готовность ученика и меру воздействия, а совместное поле школы или ордена, в рамках которых это происходит, помогает ученику зафиксировать новое состояние и избежать утраты равновесия.

Формами трансформирующего воздействия могут быть ритуал, мистерия, энергетическое влияние школы или человека, ранее достигшего высокой ступени совершенства. Примером такой прямой передачи, от старшего к младшему, является цепь преемственности посвященных в некоторых религиях.

Помимо опасности для психики, существует еще одна проблема – путаница между магией и теургией. Магия – это путь развития личной воли, а теургия – путь согласования личной воли с Волей Бога - Телемой. Различия для непосвященного весьма незначительны, и есть вероятность вместо духовной трансформации получить суперэгоистичную демоническую личность, настроенную на преобразование мира по своему желанию, при этом, зачастую, полностью подчиненную воле учителя-мага.

Именно поэтому путь Телемы во все времена считался эзотерическим и сокрытым от непосвященных.

Любовь к Богу, охватившая все естество человека, всепоглощающая страсть к постижению Истины, воля, единая с Волей Создателя – три части одного целого. Но во все трех случаях вершиной всего является Телема, та часть творящего начала, которая приводит в действие силы, преобразующие двойственного земного человека в человека духовного, двуединого.  

Безусловно, ни один из описанных путей не существует в чистом виде – ведь воля нужна и на пути любви, а знание без любви пусто. В основе чистой воли будет лежать и устремленность к Истине, и любовь к Создателю. Так что лучше с самого начала взять в руки тройственный жезл Гермеса и соединить все три пути в один – воспитывать Волю, взращивать Любовь, собирать Знание, стать совершенным и пройти на следующую ступень самым естественным образом.


[1] Бог одарил всех людей разумом, но не умом; Он желал установить его среди душ как награду, которую нужно заслужить.

Corpus Hermeticum IV – «Чаша или единство»

[2] Ми́стика (от греч. μυστικός — «скрытый», «тайный») — сверхъестественные явления и религиозная практика, направленная на связь с потусторонним миром и сверхъестественными силами. Если целью мистической практики является непосредственная связь (единение) с Богом и божественными силами, то говорят о религиозной мистике.

_____________________________________________________________

 

Притча «Не будьте фрагментами»

Однажды случилось так, что трое святых шли вместе через лес.

Всю свою жизнь они самоотверженно трудились: один был последователем пути преданности,

любви и молитвы; другой — пути знания, мудрости, интеллекта; третий — действия, служения, долга. Несмотря на то, что они были самоотверженными искателями, они не достигли желаемых результатов, не познали Бога.

Но в тот день произошло чудо! Неожиданно начался дождь, они добежали до маленькой часовенки, протиснулись внутрь и прижались друг к другу. И вдруг, когда они коснулись друг друга, они почувствовали, что их уже не трое. Вздрогнув от удивления, они взглянули друг на друга. Явно чувствовалось высокое присутствие. Постепенно оно становилось все более видимым и излучающим. Это был такой экстаз — видеть божественный свет! Они упали на колени и взмолились:

— Господи, почему Ты вдруг пришёл? Мы трудились всю жизнь, но не удостоились такой чести — видеть Тебя. Почему вдруг сегодня это случилось?

И Бог сказал:

— Потому, что сегодня вы здесь все вместе. Коснувшись друг друга, вы стали одним целым и поэтому смогли увидеть меня. Я всегда был с каждым из вас, но вы не могли меня проявить, потому что вы были лишь фрагментами.

 

К оглавлению

Hosted by uCoz