I.      Орден

Вокруг вас множество людей – семья и друзья,  сослуживцы и соседи.  По определению, введенному еще в конце XIX века немецким социологом Ф. Тённисом, это естественно возникшее окружение называется «общность». В общность не вступают, ее не создают, она просто существует, и однажды вы осознаете себя ее частью. Возможно, вас что-то не устраивает в общности, частью которой вы являетесь - какие-то потребности остаются неудовлетворенными или ваши интересы выходят за пределы общепринятых рамок. Тогда вы ищете подходящее себе «общество».

В отличие от общности, общество – целиком искусственное образование. Его создают тогда, когда хотят найти единомышленников для реализации своих материальных или интеллектуальных интересов, в поиске интересного досуга или для заполнения эмоциональной пустоты. В общество входят и выходят по мере надобности. В тоже время, общество не создает условие полной вовлеченности – пребывая в нем, человек временно приводит себя в соответствие с действующими правилами,  а покидая его, снова полностью предоставлен сам себе.

Третьей формой человеческих объединений, которую выделил О. Шмаленбах в начале ХХ века, является орден[1]. Как и общество, он является результатом целенаправленного человеческого деяния, но подразумевает несопоставимо большую степень вовлечения. Как следует из определения, вся жизнь члена ордена подчиняется новым правилам, причем они охватывают, порой, все сферы. Так, например, любая церковь предписывает пастве ряд пищевых ограничений, требует целомудрия до брака, некоторых канонов в одежде. Таким образом, вступление в орден всегда подразумевает самоограничение - добровольную жертву, приносимую в пользу новой жизни.

В тоже время, человек, вступивший в орден, оказывается вовлечен в жизнь значительно более страстную, чем это принято в окружающем мире. Если обычная жизнь по сути своей не подразумевает высоких целей, то пребывание в ордене ориентировано на высочайшие достижения духа. В Ордене, как в саду, каждый получает защиту и  надлежащий уход, и в результате достигает полной реализации всех заложенных свыше возможностей. Здесь все  вместе подобны соразмерным посадкам, где одни растения помогают другим. Когда речь идет о подлинном духовном развитии, о создании трансцендентной вертикали, то только орден способен создать все необходимые условия – дать знания, поддержать устремленность и, самое главное, в нем целенаправленно действуют духовные силы, необходимые для преображения. 

И, замыкая виток спирали,  преображенный человек будет искать себе подобных, чтобы вместе с ними образовать новую общность, живущую по правилам более высокого порядка, где каждый разделяет чаяния другого.

Пребывание в ордене отчетливо разделяется на несколько стадий:

Вначале соискатель изучает теоретические основы учения и правила, по которым строится жизнь в Ордене, и приобретает базовые навыки самоконтроля. На этом основании он принимает решение о том, чтобы стать кандидатом в постоянные члены (садовник-подмастерье).

 Подмастерье пребывает в состоянии, подобном пребыванию в любом обществе «по интересам» - он посещает занятия и мероприятия, учится и работает над собой, но он еще не включен в соборное единство ордена. Сколько продлится этот период, зависит от множества обстоятельств, и в первую очередь, от самого человека – от его заинтересованности и доверия.

На следующей стадии его принимают в действительные члены (садовники). Это может сопровождаться особым ритуалом или произойти естественным образом, в результате возникновения духовной связи с другими членами. С этого момента соискатель принимает на себя все обязательства, предписываемые орденом.

К сожалению, никто не может дать  гарантии, что, даже в наилучших условиях, искомая духовная вертикаль будет установлена, но, так или иначе, рано или поздно, кто-то переходит на следующую ступень эволюции и для него наступает новый период. Вообразите, что вы почувствуете, оказавшись на другой планете, где действуют иные законы физики, а социальные отношения вообще ни на что не похожи – вот так почувствует себя человек, достигший состояния ума. Только старшие товарищи по ордену могут помочь ему освоиться с новым мировосприятием, начать жить в поле действия неведомых ранее сил. Особенность этого этапа сводится к практическому освоению новых возможностей, их развитию и совершенствованию.

И вот, трансформация успешно пройдена, первые навыки приобретены – пора заканчивать учебу и начинать использовать новые способности. Тут большинство орденов предлагает только один вариант – оставаясь в организации, двигаться по ступеням посвящений и помогать в этом другим. Это благородная задача, но она не решает главного – не создает условия для полной реализации приобретенных качеств – ведь основная часть жизни все равно будет происходить в прежней общности и по ее законам.

Из самой идеи духовной трансформации становится понятно, что человек достигший состояния ума будет строить свою жизнь сообразно законам Вселенной, а, раз ощутивший силу соборного единства, не сможет вернуться к жизни в духовном одиночестве. Следовательно, обнаруживаются все предпосылки для естественного возникновения новой общности, отвечающей требованиям этой ступени эволюции человечества. Поскольку главенствующая социальная система все равно никуда не денется, то тем, кто больше не может чувствовать себя ее частью, придется создавать альтернативу. Закономерно возникает идея создания микросоциальных систем в условиях автономных поселений – соборных общин.

II.    Община

Сейчас все большее количество людей приходят к мысли о необходимости переселения из больших городов в поселения сельского типа. Причин, побуждающих к этому много. Это и желание жить в экологически чистой обстановке, и стремление вернуться к образу жизни предков, и, возможно, опасения за возможность выживания в условиях кризиса городской инфраструктуры. Обычно во вновь образованных поселениях собираются малознакомые между собой люди, не имеющие действительно общих целей и неспособные договориться, что приводит или к полному краху, или к копированию всех городских проблем – разобщенности, индивидуализму и т.п. И даже если интересы более или менее совпадают, то когда вместе оказываются «дачники», которые периодически наезжают, да то только летом, и постоянные поселенцы, то их интересы входят в противоречие – одних заботят праздники и развлечения, а других инфраструктура и т.п. Подобные поселения являются искусственными объединениями людей и больше похожи на «общество по интересам», чем на настоящую общность. Вот и приходится изобретать «уставы», подробно регламентирующие любые мелочи.

Совсем другая картина складывается, если поселение образуют члены одного ордена. Сам смысл соборной общины подразумевает, прежде всего, соборное единство поселенцев, а потом все остальное. Они уже имеют общую картину мира, связанны множеством связей, способны выстроить свою жизнь в согласии с божественным замыслом и с учетом интересов друг друга. Такое поселение, хоть и возникает по волевому решению участников, но имеет все признаки естественно сложившейся общности, так как не нуждается в строгом уставе. И действительно, зачем нужно регламентировать то, что происходит естественно! Например, если каждый общинник способен жить и работать сообразно всеобщей гармонии текущего момента, то он не нуждается в конкретных указаниях.

Конечно, такой образ бытия не отрицает некоего свода правил, понятного для новичков и определяющего самые общие нормы совместной жизни, причем эти правила скорее напоминают естественно сложившиеся обычаи, развивающиеся и меняющиеся вместе с общиной, а не какой-то надуманный, и раз и навсегда записанный устав. Отсюда вытекает и то, что приобщение к ним новых поселенцев также должно происходить естественно, а отнюдь не «в письменном виде». Возможно, не удастся избежать «графика дежурства» или других подобных вещей, но и они будут возникать как бы сами по себе, по мере необходимости.

Хоть устоявшаяся соборная община и совершенно не нуждается в прямом управлении, но на начальной стадии, орден, воспитавший в своих рядах будущих поселенцев, должен принимать самое деятельное участие в ее становлении. Помимо решения чисто организационных вопросов, связанных с получением земли и налаживанием связей с местными властями, непременно потребуется и консультационная помощь. Например, привлечение разных специалистов – по архитектуре и строительству, по энергетике и гидротехнике, по агрокультуре, животноводству и т.п., которые помогут эффективно начать развитие поселения. Кроме этого, орден сможет предоставить первым поселенцам некие «заготовки» правил жизни, которые потом будут развиваться самостоятельно.

Немалое значение будет иметь создание орденского учебного центра при общине, где, помимо теории и духовных дисциплин, будет проходить обучение всякого рода практическим навыкам, необходимым для жизни в рамках автономного поселения. Этот учебный центр станет тем местом, где и далее смогут получить знания организаторы будущих поселений, входящих в единство Небесного сада.

В компетенции ордена оказываются вопросы духовного развития и обучения, а относящиеся к повседневной жизни общины, решаются самими поселенцами. И чем сплоченнее группа, чем устойчивее системообразующие связи, тем проще будет выработка совместных решений и тем качественней они будут. Самоорганизация возможна лишь на основе общих высших ориентиров, полного понимания ситуации и величайших нравственных качеств всех участников – и только на такой благодатной почве может вырасти Небесный сад.

III.  Поселение

После того, как мы обсудили будущих общинников и их взаимоотношения с орденом, уместно сказать несколько слов о том, каким должно быть поселение с точки зрения вещей вполне материальных.

Поскольку речь идет об автономном поселении, то, как минимум три необходимейшие вещи должны быть в достатке – пища, вода и энергия. Причем что-то из этого – в существенном избытке, потому что избыток можно продавать или обменивать на то, что не производится в общине. С самого начала следует тщательно просчитать, каким образом будут формироваться ресурсы общины, что будет производиться на месте, а что придется приобретать на стороне. Оставив это на потом, возможно, поселенцы окажутся не в состоянии себя обеспечить. Конечно, человек может выжить в любых условиях, но слишком холодный или слишком жаркий климат превратит жизнь в постоянную борьбу за существование, и не останется времени для духовной работы и развития. Уж лучше обустроиться в таком месте, где рачительный хозяин соберет два урожая в год, а зимой не придется идти на высокие траты энергии для отопления.

Также следует заранее знать, как будет распределяться труд и его результаты среди работающих и иждивенцев. Разумеется, в соборной общине эти вопросы будут решаться приблизительно так, как они решаются в большой и дружной семье, но во всех остальных случаях необходимо полное понимание вопроса.

Целесообразно запланировать, что в поселении будет постоянно проживать около 150 работающих людей с детьми и пожилыми родственниками, что в сумме даст около 300 человек. Меньшее количество не обеспечивает комфортного самообеспечения, а большее не поддается самоорганизации. Поскольку поселение должно развиваться естественно и постепенно, то начинать надо с ядра из 15-20 сплоченных единомышленников. Они создадут первоначальные правила общины и определят структуру, на основе которой и будет происходить дальнейший рост.

Взвешенный и всесторонний подход к организации автономного поселения, основанного на соборном единстве, создает уверенность в успешном его становлении и дальнейшем существовании.



[1] О́РДЕН (нем. orden, от лат. ordines — порядок, правила) сообщество лиц, связанных общей целью и особыми правилами жизни.  Под орденом мы подразумеваем любую организацию – партию, церковь, которая призывает своих членов изменить не только образ жизни, но и образ мышления.

К оглавлению

Hosted by uCoz